ИНФА ПО СЕЛУ ВОЕЦКОЕ И ПЕТРОПАВЛОВО

        27 июня 2019

Сохраню здесь, чтобы изучить позже

К 200 летию села Воецское. (Часть 4)
Воецкое – часть Пепропавловского прихода А теперь вернемся к тому, с чего начали. Больница в Воецком была, спиртзаводик был, но была ли в Воецком церковь? Нужно пояснить, что в Уфимской губернии церквей всегда не хватало. В среднем – одна церковь на 2500 человек православного населения. Русских сел в северо-западной части Уфимского уезда совсем немного. Воецкое стоит в окружении татарских и башкирских деревень. Ближе всего к нему Верхне, Средне и Нижнеакбашево. Они совсем рядом, за речкой. Воецкое – на левом берегу Каряки, соседи – на правом. На левом берегу собаки забрешут – на правом отзовутся. За ними в полутора верстах по старому Казанскому тракту на берегу Кармасана – волостной центр деревня Шарыпова (вплоть до 1920-х годов так и писали через «ы»). С этими деревнями у жителей Воецкого существовали тесные хозяйственные связи. Другой вопрос – православная вера. Эта часть Уфимского уезда, включая Воецкое, относилась к 5-му благочинному округу.

Ближайшая к Воецкому церковь сначала возникла в Топорнино – храм Покрова Богородицы или Покровский (освящен в 1822). Чуть подальше, в селе Печёнкино на берегу Белой – храм Рождества Христова (освящен в 1826 году). Всё. Более полувека жители Воецкого посещали топорнинский Покровский храм, относились к его приходу. 
Активное строительство церквей в 5-м благочинном округе началось только в 1880-е годы. В ближайшем к Воецкому селе Петропавлово-Голодаево храм во имя апостолов Петра и Павла освятили в 1881 году. Храм в честь Покрова Богородицы в селе Маядык – в 1882. Церковь во имя образа Спаса Нерукотворного в Медведерово – в 1883. Во имя святого Иоанна Предтечи в селе Баскаково – тоже в 1883. Храм в честь Казанской Божьей матери в Киренево – в 1885. Православные деревни и села благочинного округа делились на церковные приходы. Приходская церковь – центр прихода. После 1881 года жители Воецкого принадлежали к приходу Петропавловского храма села Петропавлово. В приходской церкви не только крестили и венчали, но и вели документацию, связанную с семейными и некоторыми гражданскими отношениями. Так как Петропавлово в нашей детективной истории про «церковь в Воецком» является ключевой точкой, расскажем о нём подробней. Как оно стало приходским центром? История у этого села богатая. Деревня Голодаево, как до постройки церкви называлось Петропавлово, возникла на земле, купленной у местных башкир уфимским помещиком В.Д. Моисеевым до 1761 года. В конце XVIII века здесь возникло большое винокуренное производство. В 1796 году в Оренбургской губернии действовало девять винокуренных заводов, в Уфимском уезде – всего один. Это и был завод П.Ф. Квашнина-Самарина в Голодаево. Завод производил свыше 14 тысяч ведер спирта (одно ведро – 12,3 литра), входил в тройку самых крупных губернских винокуренных предприятий. Встречал мнение одного из историков, что церковь здесь стояла еще в 1800 году, а позднее была перенесена в Медведерово, но подтверждения этому найти не смог, так что оставляю под вопросом… Сегодня село Петропавлово рядом с Первушинским аэродромом почти ничем не выделяется. Дворов здесь меньше, чем в Воецком. Стоит село в тупичке, в сторонке от трассы на Бирск. В 2013 году местными жителями восстановлен Петропавловский храм. Но возродится ли полноценный приход? – У меня большие сомнения… Слишком далеко от дороги, от коммуникаций, которые определяют современную жизнь сел и деревень. Священник Петропавловского прихода Михаил Александрович Еварестов (1893-1975) Итак, Воецкое являлось частью Петропавловского прихода, состоявшего из села и восьми деревень. Священником Петропавловского прихода служил Александр Васильевич Еварестов (1862-1934). Затем – его сын Михаил Александрович, племянник протоиерея уфимского Воскресенского кафедрального собора, Евграфа Васильевича Еварестова (расстрелян в Уфе по приказу Реввоенсовета Восточного фронта в декабре 1919 г., в 1999 г. прославлен как местночтимый святой Уфимской епархии, православный священномученик). Позднее Михаил Еварестов служил в уфимской Крестовоздвиженской церкви, в приходах Раевки и Бирска, в уфимской Скорбященской церкви и Сергиевском соборе. Петропавловский приход был большой, на 1899 год – 4695 человек. Однако церковно-приходской школы, как в Топорнино или Медведерово здесь не было. В Петропавлово действовала земская смешанная школа. В Воецком – школа грамоты, то есть одно или двухгодичная начальная школа, дающая общие навыки чтения, письма и счёта. Можно встретить данные о, якобы, имевшемся в Воецком церковном училище или церковно-приходской школе. Восходят они к многотомной «Истории деревень…» А.З. Асфандиярова. Но, заметим, историк Асфандияров не раз говорил, что предмет его внимания – преимущественно башкирские деревни, в историю русских деревень он специально не углублялся. Это именно тот случай… Церковные училища и церковно-приходские школы (что, в принципе, одно и то же) были не частными лавочками. Они создавались и контролировались Священным Синодом Русской Православной Церкви. Приходская школа не могла возникнуть вне приходской церкви и вне контроля священника, это не имело смысла. А вот начальные школы… – их часто открывали по частной инициативе. Как правило, на средства местных помещиков. В данном случае – Воецких.

Кочующая церковь 
В общем, вроде бы, нет никаких тайн… Но почему же в Воецком так сильны воспоминания о сельской церкви? На чем они основаны? Не могут же десятки людей беспричинно повторять одно и то ж? Конечно, не могут! Но объясняется всё событиями довольно типичными для своего времени – советского. Что собой представляло Воецкое в первые послереволюционные годы? В 1920 году в селе имелось 103 двора и 635 жителей. Эта эпоха связана с многими кардинальными изменениями быта и сознания. Со множеством переименований. Так, село Покровское – Топорнино переименовали в Кушнаренково в честь республиканского функционера Ивана Кушнаренко, заведующего комиссариатом земледелия БАССР. Не обошли изменения и Воецкое, которое переименовали в Воецское. Так оно до сих пор и числится по официальным бумагам. Отчего скорректировали название? Может, от дури, может, от стремления выглядеть «пограмотней», а может от революционного запала «скорректировать всё»! Церкви в это время закрывали, сносили или приспосабливали для хозяйственных нужд. Закрыт был и храм в Петропавлово. Служивший в нем священник Петр Павлович Петров был расстрелян 28 декабря 1937 года. Через десять лет, в 1947 году пришла очередь храма. Петропавловскую церковь разобрали и отправили на машинно-тракторную станцию в соседнее село Шарипово. Видимо, чтобы исключить возможные кривотолки, из татарского села церковь отправили в единственное при этом сельсовете русское село Воецкое. Здание восстановили на западной окраине Воецкого рядом с зернохранилищем, где оно простояло до конца XX века. Именно это здание, судя по всему, и фигурирует в воспоминаниях местных жителей как церковь села Воецкого! Фото в 5 части статьи.
Автор: Сергей Синенко

К 200 летию села Воецское. (Часть 3)
Эпоха Ляуданского. 
После того как дочь Воецких Александра Николаевна вышла замуж за Никодима Ляуданского, начался новый период развития поселения, который можно условно назвать «эпохой Ляуданского». Ляуданский – фамилия необычная, считается, что по происхождению – «семинарская» от поощрительного прозвища ученика (латинский глагол «ляударэ» означает «хвалить»). Поляк Никодим Францевич Ляуданский вошел в семью Воецких в конце 1860-х гг. Со временем, взяв в свои руки всю хозяйственную деятельность усадьбы, Никодим Ляуданский, с учетом собственных владений на Узени, превратился во владельца самого крупного по посевным площадям дворянского хозяйства Уфимского уезда! В 1895 году в Воецком проживало 575 человек. Имелось пять лавок, проводился базар. В поместье использовались самые современные на тот момент сельскохозяйственные технологии, включая механизированные сенокосилки, паровую молотилку и трактор. Был построен винокуренный завод, благодаря чему Воецкое закрепило статус села. Наконец, усадьба Воецких занимала одно из первых мест по масштабу засеиваемых площадей! Нужно сказать, что в конце XIX века многие местные помещики отказывались от ведения хозяйства, землю сдавали в аренду либо использовали усадьбу как загородную дачу. В Уфимском уезде насчитывалось более двухсот дворянских и чиновничьих усадеб, почти все – в уфимских окрестностях и соседних волостях. Сельскохозяйственное производство сохранялось только в поместьях площадью свыше 500 десятин. Объясняется это следующим. Почти все крупные землевладельцы являлись влиятельными чиновниками, промышленниками или акционерами крупных компаний. Им проще было получить денежные ссуды, кредиты, легче решить организационные вопросы. Они имели дополнительные доходы, которые позволяли поддерживать и развивать сельскохозяйственное производство. 
Люди, факты, мнения Анализ – прогноз Защита Отечества Антитеррор Посреди РУ Фигуры и лица Народознание и этнография История и краеведение Православие Ислам Регионы Главная » Башкирия » Блог писателя Сергея Синенко » Посреди РУ » You are reading » Село Воецкое в истории Уфимского краяСергей Синенко 13.06.2018 Село Воецкое в истории Уфимского края2018-09-28T14:38:44+05:00Башкирия, Блог писателя Сергея Синенко, Посреди РУ Нет комментариев Воецкое Кушнаренковского района, у поклонного креста. Фото Сергея Синенко Село Воецкое в истории Уфимского края Краткая история села Воецкое / Воецcкое Кушнаренковского района Башкирии В Кушнаренковском районе Башкирии два села связаны с именами героев войн, которые вела Россия в конце XVIII – начале XIX веков. Первое – Топорнино, основанное подполковником гвардии Степаном Егоровичем Топорниным на землях, купленных в 1790 году. Сегодня это райцентр Кушнаренково, о котором известно довольно много. Второе – Воецкое, возникшее на землях, приобретенных двумя братьями Воецкими – подпоручиком Андреем Григорьевичем и капитаном в отставке Николаем Григорьевичем. О Воецком неизвестно почти ничего. Сегодня это село более, чем наполовину превратилось в коттеджный поселок дачного типа, жизнь в котором зимой замирает. Местные жители об истории особенно не задумываются – понятно, хватает других забот. У деревенских два подхода. «Кто основал село? Когда?» – спрашиваю. «А нас это не колышит!» Но есть те, которых колышет. Тракторист Петр искал материалы, связанные с историей села. Мой сосед Николай Корнеевич ими живо интересовался. Но где их в деревне сыскать?!  Есть какие-то обрывочные представления о месте, где жил барин. Говорят про какую-то скважину, которую пробурил в земле любовник барыни Екатерины, а затем засыпал разгневанный муж. …И почти все деревенские упоминают про церковь. Местные старушки готовы насмерть биться – «церковь в деревне была!» Вспоминают, как в детстве в заброшенной церкви играли. Говорят, что первоначально церковь стояла посреди села, а при советской власти – в послевоенное время – ее перенесли ближе к зернохранилищу и устроили в здании склад. Склад на окраине села? Это-то сомнений не вызывало. Другое показалось странным. Историей Уфимской епархии я занимался плотно, знаю, что церкви здесь не было никогда. Никогда! Поклонный крест, придорожная часовенка в человеческий рост – обычное дело для здешних русских сёл, но церкви – все наперечет! В работе И.Е Златоверховникова «Уфимская епархия. Географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк» 1899 года нет никаких данных о существовании в Воецком церкви. Отсутствуют они и в монографии Николая Чернавского “Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем”. Нет упоминаний и в перечне церквей, возведенных в начале XX века… «Как называлась церковь? Где первоначально стояла?» – на эти мои вопросы никто не мог ответить. Возникла мысль взять лопату и обнажить фундамент. Только где копать? Кто-то сказал, что церковь стояла на перекрестке двух деревенских улиц, Центральной и Мостовой, но я этому не поверил. Неужели церковь в Воецком – это миф? Тогда почему воспоминания о ней так устойчивы? Ответ на эти вопросы я, пусть не сразу, но в конце концов нашел! Достаточно неожиданный… Однако, во всем своя польза – пока искал концы, удалось реконструировать в основных чертах историю села Воецкого. Итак, всё по порядку. Воецкое, на улице Центральной. Фото Сергея Синенко Кто такие Воецкие? Сначала разберемся с основателями села поляками Воецкими. В наших краях большинство поляков ведут своё происхождение от конфедератов – поляков, сосланных на Южный Урал после антироссийского восстания 1768-1772 годов. Род Воецких тоже польского происхождение, но к конфедератам отношения не имеет. Воецкие приняли русское подданство добровольно. Еще в XVII веке в царствование Алексея Михайловича. Известно, что в 1665 году часть поляков Смоленска присягнула русскому царю. Вслед за ними, после взятия русскими войсками Полоцка, русское подданство в полном составе принял полк Гаврилы Заславского. Этот полк был переведен в крепости Закамской оборонительной линии, что на территории нынешнего Татарстана. Среди военных не было католиков, все они – православного вероисповедания. Этим определялось особое отношение к ним властей. В исторических документах их даже иногда именовали не «шляхта» (как принято было называть поляков вообще), а «смоленские казаки». Но все-таки… полякам не особенно доверяли. Оставлять их вблизи родных мест было рискованно. Поэтому и перевели в наши края, где особо именитые получили и землю, и крестьян. Первые поместья дворян Воецких – на реке Свияге. После Оренбургской экспедиции и строительства крепостной линии на границе со Степным краем (территория нынешнего Казахстана) потомки смоленских и полоцких поляков расселились по всему Уфимскому краю. Основным их занятием долгое время оставалась военная служба. Они участвовали в Крымском и Азовском походах, ходили на Кубань, в Белгород и Харьков. Православными поляками в Уфу была доставлена икона Смоленской Божьей матери и главный городской храм назвали в ее честь Смоленским собором. Поляки составили существенную часть местного дворянства. Пекарский, Воецкий, Тихановский, Кублицкий, Бардовский, Гасвицкий, Буткевич, Малковский, Веничанский, Ростовский не единожды избирались губернскими и уездными предводителями дворянства. Зубовы, Сипайловы, Воецкие… – их имена запечатлены в названиях окрестных деревень и сел. Поляки заключали браки преимущественно между собой. К примеру, Николай Николаевич Пекарский был женат на Матрене Семеновне Кублицкой, а их дочь Мария вышла замуж за Николая Григорьевича Воецкого. Позже Александра, дочь Николая Воецкого, вышла замуж за Никодима Францевича Ляуданского. Все перечисленные мной выше – поляки. Смешение с русским населением произошло позже, на рубеже XIX – XX веков. Род Воецких был внесен в дворянские родословные книги Оренбургской и Казанской губерний, утвержден указом Герольдии в 1851. В них назван и владелец села Воецкого Николай Григорьевич Воецкий. Воецкое, на улице Мостовой. Фото Сергея Синенко Подробности жизни Детали жизни Воецких в Уфимском уезде прослеживаются со второй половины XVIII века через связи с именитыми горожанами. Я уже упомянул Николая Николаевича Пекарского (1731 – 1795 ? гг.), одного из руководителей обороны Уфы во время пугачевского восстания. Его дочь Мария Николаевна стала женой Николая Григорьвича Воецкого. Произошло это при следующих обстоятельствах. Жизнь и быт уфимского дворянства значительно изменились в 1782 году с открытием Уфимского наместничества. В городе появилось много новых людей, начали возникать порядки европейского типа. В моду вошли танцевальные вечера и балы. На один из таких вечеров Николай Пекарский вывез дочь – красавицу Машу. Наместником в Уфе в то время являлся барон Игельстром, известный, с одной стороны, преобразованиями в крае (я о нем писал, например, «Как генерал Игельстром и военный разведчик Хусейнов создали в Уфе муфтият»), с другой, как поклонник прекрасного пола. Увидев смуглянку Марию Пекарскую, барон пришел в восторг и на следующее утро прислал ей огромный букет цветов. Семья Пекарских была в ужасе: незамужняя девушка получила букет от холостого и постороннего мужчины, пусть и наместника государева! На семейном совете Николай Николаевич вместе с женой Матреною Семеновною решили держать дочь взаперти, на балы ни в коем случае не возить. Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, но не один Игельстром обратил на Машу внимание. За нее посватался уфимский помещик Воецкий, вскоре сыграли свадьбу. Впоследствии Мария Николаевна Пекарская-Воецкая и её сестра вошли в ближайший круг родителей писателя Сергея Аксакова. В автобиографической книге «Детские годы Багрова-внука» Сергей Аксаков так вспоминает о друзьях своей семьи. «Всех знакомых ездило очень много, но я их мало знал. Мне хорошо известны и памятны только те, которые бывали у нас почти ежедневно и которые, как видно, очень любили моего отца и мать и нас с сестрицей. Это были: старушка Мертваго и двое ее сыновей Дмитрий Борисович и Степан Борисович Мертваго, Чичаговы, Княжевичи… Воецкая, которую я особенно любил за то, что ее звали так же, как и мою мать, Софьей Николавной, и сестрица ее, девушка Пекарская». Воецкое относилось к Покровской волости второго стана Уфимского уезда. Это земли к западу и северо-западу от Уфы в сторону границы с Бирским уездом Местная старина Сегодня в Кушнаренковском районе старины осталось совсем немного. Во-первых, современная трасса М7, рассекающая район с запада на восток почти точно повторяет старинный Казанский тракт или «графскую дорогу». За одним исключением – в старину дороги не огибали населенные пункты на почтительном расстоянии, как сейчас. Наоборот, они шли от одного села к другому, рассекая поселения пополам и, одновременно, связывая их друг с другом… Название «графская дорога» идет из эпох Павла I и Александра I. Вот как об этом писали «Уфимские ведомости» в 1903 году. «Чрез село Топорнино существует из г. Уфы постоянный проезд на д. Подымаловку и д. Шарыпову. Здесь дорога просёлочная, но в прежнее время это был большой тракт и за этой дорогой до сих пор осталось название «графская дорога». Передают, что название «графской дорогой» присвоено ей от имени графа Аракчеева, соединившего всю Россию трактами. По всему вероятию этот, заброшенный впоследствии тракт, был проложен в то же время. Следы этого тракта в некоторых местах сохранились…». Больше всего старины, конечно же, в райцентре Кушнаренково (бывшем селе Покровском или Топорнино). Это три десятка зданий – исторических памятников и еще столько же, представляющих определенный интерес с точки зрения истории. Сохранился, но после пожара 1993 года пустует и разрушается огромный дом помещиков Топорниных постройки начала XIX в. Неподалеку в селе Медведёрово есть три каменных мостика, возведенных во времена Екатерины II. Такой же мостик – рядом с деревней Мамяково. Гибнут храмы в сёлах Киринёво и Ахлыстино. Вот, пожалуй, и всё… Тем более интересно мне показалось распутать историю с церковью в Воецком. Заодно хотелось понять, а когда, собственно, возникло село? Потому что получалось, что Воецкие с освоением земель не очень-то торопились. Обстоятельства покупки поместья достаточно интересны. Здесь присутствует явный коррупционный момент. Главное действующее лицо – жена советника Уфимской палаты гражданского суда Т.В. Павлова. Первоначально земля принадлежала башкирам-вотчинникам Канлинской волости. Они в 1790 г. продали Т.В. Павловой эту землю за 100 рублей. Через три года Павлова (по купчей 23 сентября 1793 г.) перепродала землю братьям Воецким – Андрею и Николаю уже за 1500 руб, то есть, с наваром в 1400 рублей! Купчие того времени сохранились. Жена советника Т.В. Павлова в них фигурирует постоянно. Семейный, так сказать, бизнес. Как нам всё это понятно сегодня и сколько живых примеров перед глазами… Границы земельного участка, купленного Воецкими, описаны в купчей подробно с перечислением против часовой стрелки от деревни Калтаево: «…левою стороною Шиланлинского суходола на дорогу, лежащую к деревне Калтаевой, а от той дороги прямо на урочище, называемое Чакраклы, а от онаго урочища прямо по течению речки Каряки левою стороною вниз Кушбахтинский пруд, а оттоль прямо на Осокоревое озеро, а с того озера на плетневой мост, состоявшей на меже, и левою стороною межи до вершины, а оттоль до устья речки Еланыши, и левою стороною той речки на вышеписанную первую межу, в имеющейся черной лес, принадлежащий к деревне Калтаевой». К улице Центральной вплотную подступает заросшее осокой и камышом длинное озерцо. Это старое русло речки Каряки, которая опоясывает село Воецкое с южной стороны. В документах конца XVIII века эта старица упоминается как Осокоревое озеро. Фото Сергея Синенко Получается, что братья Воецкие купили землю почти одновременно с подполковником Топорниным (всего на три года позже). Но если Степан Топорнин сразу же ее заселил и активно развивал хозяйства (к 1795 году в его деревне проживало уже 111 душ крестьян мужского пола!), владения Воецких десятилетия пустовали. Земля в Уфимском уезде стоила недорого, гораздо дороже было купить крестьян в Центральной России, перевести их сюда, обустроить поместье. Когда в 1818 году уже сыном Степана Топорнина Андреем был заложен каменный трёхпрестольный храм, земли Воецких, судя по всему, только-только начали осваиваться… Точную дату основания Воецкого обозначить нельзя, но по-видимому, не будет ошибкой назвать 1820 год, как момент появления «сельца». С 1824 года поместье уже стало расширяться и прирастать лугами, пашней и лесными участками… Усадьбы Уфимского уезда В последующие годы усадьба прирастала – Воецкие настойчиво ее расширяли, скупая соседние наделы. В 1824-1840 годах помещики Воецкие значительно расширили свои владения – местные вотчинники продали помещику Николаю Воецкому часть леса, лугов и пустоши, уступленной ранее мишарям деревни Калтаево. Так постепенно возникало одно из самых крупных в Уфимском уезде частных помещичьих владений… Между тем, строительство храма в Топорнино, начатое в 1818 году, продолжалось сорок лет. Закончил его преемник Андрея Степановича Топорнина (к тому времени уже умершего), его сын Александр Андреевич. В 1848 году главный алтарь храма был освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С того времени село приобрело новое официальное название Покровское (хотя название Топорнино оставалось общеупотребительным, два названия соседствовали). Волость теперь называли Покровской. Храм Покрова Пресвятой Богородицы села Топорнино. Фото 1900-х гг. На 1861 г. здесь насчитывалось 44 населённых пункта, принадлежавших дворянам. В них числилось 67 дворянских землевладений (в одном селе могли быть несколько землевладений). В большинстве – с крепостными и дворовыми, но некоторые и без них. Были дворяне, владеющие сразу несколькими поместьями. Так, золотопромышленник Базилевский – семью; Воронецкая, Галявинская и Тюрк – по три; Дмитриев, Языков, Сергеев, Дашкова, Ермолова, Тихановский – имели по две усадьбы. В целом же во втором стане Уфимского уезда насчитывалась 51 дворянское имение. Но лишь в двенадцати дворянских владений помещики проживали постоянно. Остальные использовались как дачи, где хозяева бывали наездами, но содержали прислугу. К таким относилось и Воецкое – владельцы жили здесь только в летнее время. Но прислуги у Воецких было больше, чем у многих. «Оренбургские губернские ведомости» да
Источник

        Рубрика: Статьи       Запись имеет метки: , , ,

Об авторе

Оставить свой комментарий

2019 © Живем экологично! · Войти ·

Дизайн: Goodwin